среда, 17 июля 2013 г.

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы


За 34 года работы в школе я очень ясно вижу, как из нашей жизни уходят многие нравственные понятия: бескорыстие, милосердие, чувство собственного достоинства, уважение старших, чувство ответственности. Всё чаще мы проходим мимо грубости, жестокости, насилия… Я работаю в селе, где каждый человек на виду: многие семьи почти не занимаются воспитанием детей, пьянство в некоторых семьях становится нормой поведения, дети оказываются в социально опасной среде. В селе очагом культуры является только школа, которая удалена от культурных центров города. Состав родителей разный: служащие, рабочие, безработные. В общении с детьми я вижу, что для некоторых не существует понятия «совесть», для других – понятия «добро». Анализ отношения подростков к жизненным ценностям, проведенный по результатам диагностики уровня воспитанности в школе, показал необходимость воспитания таких ценностей: любовь к Родине, родителям, семье, уважение к старшим, доброе отношение к людям, бережное отношение к братьям нашим меньшим. По моим наблюдениям, большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы нравственные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность утратили свою приоритетность. Мы знаем, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. .Всё это, перечисленное выше, натолкнуло меня на мысль: заняться духовно – нравственным воспитанием не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Передо мной, учителем литературы, проблема нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь я имею очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Общаясь ежедневно с книгой, имею богатейший материал для воспитания юных сердец. Сегодня проблема духовно – нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – главная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. Добру, благородству, дружбе мы учимся на сказках Г.Х. Андерсена. Его сказки пробуждают у детей потребность к рассуждению, размышлению над вечными понятиями. Благодатным материалом для разговора о дружбе, чести, долге, достоинстве, верности служит повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» помогает выявить нравственную актуальность темы милосердие в современном мире, рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию, способствует формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь «братьев наших меньших». Способность эмоционально откликаться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову можно увидеть на уроке по теме «Стихи о войне» (Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве») . Разговор на этом уроке шёл о любви к Родине, чувстве уважения и благодарности к её защитникам. Для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной тради-ции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать». Обо всём этом мы говорили с учащимися 10 – 11 классов во время работы над проектом « Образ дома в русской литературе». Эпиграфом к проекту взяли слова Ф. Абрамова: «Главный – то дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи.. Проблему одинокой старости, проблему материнской любви, проблему взаимоотношений между детьми и родителями, проблему милосердия решали на уроке – размышлении по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Разговор состоится, если между учителем и учениками доверительные отношения. Тогда дети чувствуют себя уютно и комфортно, с удовольствием идут на урок. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

7 комментариев:

  1. Доверительные отношения везде пригодятся и помогут выйти из любого тупика. А уж между учителем и учеником без доверия никакого диалога не будет. Вы - МОЛОДЕЦ! Отличный пост об нравственном образовании через поэтическое слово.

    ОтветитьУдалить
  2. Актуальная тема затронута. Молодец, Оля.

    ОтветитьУдалить
  3. Важная и злободневная тема, Ольга Григорьевна! Во всем с Вами согласна.

    ОтветитьУдалить
  4. Эта проблема стоит не только у вас. Она волнует всех учителей. Получается, что нравственным воспитанием занимаются,действительно, только в школе. Остальной социум как всегда в стороне и появляется только тогда, когда нужно с учителя спросить на всю страну: " А где же вы были, почему допустили...?"

    ОтветитьУдалить
  5. Оля, актуальная нравственная тема. Именно доверия не хватает в отношениях между учителем и учеником.

    ОтветитьУдалить
  6. Отличный пост! Все люди любят когда им доверяют. Но создать доверительные отношение получается не у всех. А для чего вообще нужно создавать доверительные отношения? У каждого человека ответ будет свой. Учитель умеет наладить доверительные отношения, ведь ученики смотрят на него как на человека который их должен научить чему-то, помочь в трудной ситуации.

    ОтветитьУдалить