Святками называют двенадцать праздничных
дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В
католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать
рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6
января.
По церковному календарю крайние даты
этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и
крещения его в Иордане (Богоявление).
В народе эти дни именуются святыми
вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером
прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и
Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века
преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается
класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года
все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.
Также в эти дни принято было вспоминать о
бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты,
больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в
простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Центральным моментом святочных торжеств
была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из
которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень,
ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный
кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи
умерших в прошедшем году.
Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику - Крещению Господню.
Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших
водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными
узорами.
Несмотря на то что святки -
праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций,
унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на
Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба
- Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» - души предков.
Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие;
у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться,
надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу». С распространением
христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы, несмотря
на то что православная церковь запрещает «в навечерие Рождества
Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим
преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по
улицам пляски и напевать соблазнительные песни».
Особой традицией Святок на Руси являлось
колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя
церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
Колядующие получали от хозяев обрядовую
пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось,
что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и
подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями,
изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать,
фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое
место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в
хозяйстве в течение будущего года.
Заканчиваются Рождественские святки 19 января - Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.
День чудесный! Праздник Святки!
ОтветитьУдалитьВеселится весь народ.
Кто гадает, кто танцует,
Кто с подарками идёт!
Любит Святки стар и молод,
Дарит праздник всем добро
И не страшен лютый холод
Ведь от праздника тепло!